Споры со страховыми компаниями

споры со страховыми компаниямиЗаключая договор страхования, клиент рассчитывает гарантированно получить компенсацию, если происходит оговоренная в соглашении ситуация. Однако на практике достаточно часто случается так, что интересы человека страховая компания не защищает, а наоборот нарушает.

Иногда она отказывает в перечислении полагающейся выплаты, срывает сроки компенсации, либо иными методами старается уйти от исполнения договора. В подобных ситуациях люди вынуждены вступать в споры со страховыми компаниями.

Внимание! Информация, представленная на сайте, рассматривает типовые решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к специалистам: КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Срок исковой давности по страховым спорам

Страховые споры представляют собой конфликты между клиентом и страховой организацией, которые возникают при:

  • отказе компании выплачивать возмещение по причине непредоставления необходимых документов, нарушения установленных сроков их подачи, либо по другим основаниям;
  • слишком маленькой сумме перечисленной денежной компенсации;
  • задержке сроков выплаты на неопределенный период.

Разрешить конфликтную ситуацию можно как в досудебном, так и в судебном порядке.

Важно понимать, что направить исковое заявление можно лишь в сроки, установленные законодательством. Они называются исковой давностью. Статья 966 ГК РФ устанавливает два варианта таких сроков:
  • 2 года – действует при заключении договоров имущественного страхования;
  • 3 года – при требованиях, связанных с соглашениями страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни или здоровью.

Сроки начинают исчисляться с момента, когда потерпевшее лицо узнало, либо должно было узнать (имеются весомые основания так считать) об отказе в перечислении выплаты, либо о ее неполном объеме. Такое правило подтверждается Постановлением Пленума ВС РФ от 29.09.2015 (п.9, 10). Если заинтересованное лицо пропустило срок исковой давности, он может быть восстановлен в судебном порядке, однако только при наличии уважительных причин. В каждой конкретной ситуации суд оценивает совокупность оснований и выносит решение по своему усмотрению.

Что такое досудебное урегулирование споров со страховыми компаниями?

Досудебный, или претензионный, порядок должен быть соблюден, если на это имеется прямое указание в законе. Например, п.1 ст.16.1 Закона «Об ОСАГО» устанавливает обязанность автовладельцев составить письменную претензию в адрес страховой компании до подачи иска в суд.

В саму претензию включается следующая информация:

  • наименование страховщика и страхователя (их адреса и личная информация);
  • реквизиты договора на оказание страховых услуг (номер, дата заключения);
  • оригинал полиса;
  • перечень нарушенных прав;
  • предъявляемые требования с указанием обоснования в виде ссылок на законодательные акты;
  • сроки удовлетворения требований.

Претензия составляется в двух экземплярах: первый – передается представителю страховщика, второй – остается у владельца транспортного средства, однако на нем проставляется отметка о принятии.

В какой суд подавать иск на страховую компанию?

Чтобы добиться положительного судебного решения, очень важно правильно начать сам процесс разбирательства. Прежде всего, нужно определить, в какую систему (арбитражную или общей юрисдикции) обращаться. Действует следующее правило: если страхователь является физическим лицом, а не ИП, то ему следует подавать иск в суд общей юрисдикции. Здесь применяется требование статьи 22 ГПК РФ.

Когда потерпевший представляет собой юридическое лицо или предпринимателя, ему нужно обращаться в арбитражный суд, в соответствии со ст.28 АПК РФ. При этом во внимание принимается и характер правоотношений. Если они не связаны с осуществлением хозяйственной деятельности сторон (не имеют отношения к предпринимательству), то иск направляется в систему судов общей юрисдикции.

Далее нужно определить конкретный суд, куда подается заявление. Для этого следует посчитать стоимость иска:

  1. Выше 50 тысяч рублей – дело идет в районный суд.
  2. До 50 тысяч рублей – разбирательство проводит мировой судья.

Данные правила установлены ст.23 и 24 ГПК РФ. Если же подведомственно дела отнесены к арбитражным, то первой инстанцией считается арбитражный суд субъекта РФ, в соответствии со ст.34 АПК РФ. Сам иск направляется в суд по месту нахождения ответчика. Разумеется, поскольку у страховых организаций обычно имеется множество филиалов, истец вправе направить заявление по месту расположения конкретного филиала.

Кроме того, следует отметить, что к отношениям между гражданами и страховыми компаниями применяются положения Закона №2300-1 «О защите прав потребителей». Соответственно, подсудность споров разрешается определять, согласно его требованиям. П.2 ст.17 упомянутого Закона гласит, что истец вправе сам выбрать, куда направить заявление. Ему также разрешается направлять иск в суд по своему месту жительства, либо по месту заключения договора страхования.

Исковая давность по страховым спорам

Как уже сказано выше, существует два вида исковой давности, применяющихся к спорам со страховыми компаниями. Первый составляет 2 года и используется при предъявлении требований, связанных с соглашениями страхования собственности. Второй равен 3 годам. Он применяется при требованиях, возникающих из страхования риска ответственности. При этом сами обязательства должны касаться нанесения вреда жизни, здоровью или собственности других людей.

Помощь юриста при спорах со страховой

Чтобы решение страхового спора было положительным, гражданину рекомендуется проконсультироваться с грамотным юристом, специализирующимся на данной сфере. Чаще всего среди оказываемых услуг:

  • составление претензии в адрес страховой организации;
  • участие в переговорах в качестве представителя страхователя;
  • подготовка искового заявления и необходимой доказательной базы;
  • представительство интересов клиента в суде любой инстанции.

Вступая в спор со страховой компанией, нужно обладать специальными знаниями и понимать специфику ее работы. Именно поэтому лучше обратиться к юристу, который разъяснит детали и варианты разрешения конфликтной ситуации, расскажет о возможных сложностях. Помощь квалифицированного специалиста повышает шанс на успешное разрешение дела.

Внимание! Информация, представленная на сайте, рассматривает типовые решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к специалистам: КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!