Возврат бракованного товара поставщику

возврат бракованного товара поставщикуЗаключая договор поставки, покупатель вправе рассчитываться на получение товара надлежащего качества. Если в процессе принятия партии товаров или в ходе эксплуатации выявляются дефекты, возникает право вернуть продукцию поставщику. О сроках и порядке выявления недостатков, оформления возврата бракованного товара поставщику, расскажем в этой статье.
Внимание! Информация, представленная на сайте, рассматривает типовые решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к специалистам: КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Сроки возврата бракованного товара поставщику

Условия поставки должны быть согласованы контрагентами в договоре. Это касается и положений о порядке принятия товаров, проверки их качества, выявления и фиксации брака. В ст. 513 ГК РФ регламентированы варианты определения срока для осмотра поставленной партии – по условиям договора, по прямому указанию закона, по обычаям делового оборота. Если в ходе осмотра был выявлен брак, либо недостатки товаров проявились после их принятия покупателем, нужно незамедлительно уведомить об этом поставщика (такое правило также указано в ст. 513 ГК РФ). Уведомление направляется в письменной форме. Если поставщик принимал участие в осмотре партии, все замечания к качеству указываются в акте. Сроки возврата бракованных изделий зависят условий, указанных в ст. 477 ГК РФ:
  • в пределах гарантийного срока, если он установлен;
  • в пределах двух лет после фактического принятия продукции, если гарантийный срок отсутствует (договором может предусматриваться и иной срок);
  • в пределах срока годности изделий, установленного производителем или нормативными актами.
Если на поставленную продукцию гарантия составляла менее 2 лет, а брак был выявлен по истечении указанного срока, покупатель не лишается права предъявить требование о возврате. Однако для этого нужно предъявить претензию не позднее 2 лет с момента получения товара, а также доказать, что брак носит производственный характер, т.е. возник до передачи.

Порядок возврата бракованной продукции

Если брак был выявлен непосредственно при получении продукции, т.е. до ее учета и оприходования, покупатель оформляет акт ТОРГ-2. Типовая форма этого акта утверждена Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 года № 132. В документе отражается несоответствие качеству продукции при приемке со ссылкой на условия договора. Акт составляется комиссионно, а состав комиссии может входить и уполномоченный представитель поставщика. По итогам составления документа, в адрес поставщика направляется претензия, в которой могут указываться следующие требования:
  • соразмерное снижение цены по договору (при этом некачественный товар останется у покупателя);
  • устранение дефектов за счет поставщика или его уполномоченного представителя;
  • возмещения расходов на устранение дефектов;
  • отказ от принятия партии с возмещением денежных средств, либо замена на продукцию надлежащего качества (такое требование можно предъявить, если дефекты носят существенный характер, неустранимы без значительных затрат, либо проявляются повторно).
Поскольку бракованная партия еще не принята покупателем, накладная не оформляется. Форма ТОРГ-2 будет составляться и при выявлении недостатков после фактического принятия партии. Однако в этом случае нужно направить в адрес поставщика накладную на возврат (ТОРГ-12) и счет-фактуру. Естественно, по итогам составления комиссионного акта должно оформляться претензионное письмо, в котором покупатель укажет свои требования о принятии поставщиком бракованной продукции или ее ремонте, отказе от приемки.

Особенности возврата от физ.лица и юр.лица

Физические лица, в том числе предприниматели, не обязаны вести бухгалтерский учет основных средств. По этой причине, для возврата брака им достаточно оформить акт с указанием выявленных недостатков, составить претензию. Если товар приобретало частное лицо, порядок возврата будет регулироваться Законом № 2300-1 «О защите прав потребителей». Этот нормативный акт предусматривает повышенные меры ответственности продавца за нарушение условий договора. Юридические лица обязаны вести бухгалтерию, т.е. отражать поступивший товар, оприходовать его на склад, составить первичные документы. В своей деятельности предприятия должны использовать унифицированные формы по всем торговым операциям, в том числе ТОРГ-2, ТОРГ-12 и иные бланки. Также, после учета поступившей продукции, вернуть ее по причине брака можно только с оформлением товарных накладных и счетов-фактур. Фактический возврат продукции необходимо отразить в сведениях бухучета, чтобы устранить претензии налоговых служб.

Какие документы оформляются при возврате бракованного товара?

Как указывалось выше, в зависимости от момента выявления брака, покупателю предстоит заполнить следующие документы:
  • акт по форме ТОРГ-2 или ТОРГ-3 (заполняется для продукции от иностранных поставщиков);
  • претензию со ссылкой на комиссионный акт и перечнем требований к поставщику;
  • товарную накладную ТОРГ-12, если возвращается уже фактически принятый товар;
  • счет-фактуру на «обратную» реализацию.
Если поставщик согласен с предъявленными претензиями и замечаниями, он примет товар по акту. Также на претензию может оформляться протокол разногласий, после чего стороны приступят к урегулированию спора.

Акт о возврате, образец

Формы актов, которые используются для возврата изделий ненадлежащего качества, утверждены Постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 года № 132. В содержании этого документа отражаются следующие сведения:
  • ссылка на договор поставки, на номер партии и упаковки;
  • перечень дефектов и недостатков, определенных при осмотре и/или экспертизе продукции;
  • причины образования выявленных дефектов, если они были установлены при осмотре или в ходе экспертизы;
  • количество бракованных изделий;
  • пояснения или возражения членов комиссии, в том числе представителя поставщика;
  • подписи членов комиссии.
Акт будет использоваться не только для составления претензии, но и для последующего урегулирования спора, в том числе в судебном порядке.
Внимание! Информация, представленная на сайте, рассматривает типовые решения юридических вопросов. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к специалистам: КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА БЕСПЛАТНО!

Напишите комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *